Поиск по сайту:
 
Главная
Социология
История социологии
Методология социологии
Значение социологии
Компьютерные программы
Социология за рубежом
Социологические опросы
Результаты социологических опросов
Известные социологи
Персоналии
Организации
Форум
Поиск
Справочник
Экономическая социология
Политическая социология
Социальная стратификация
Этносоциология
Гендерная социология
Социология семьи
Социология культуры
Социология коммуникаций
Социология рекламы
Социология личности
Социология науки
Социология религии
Социология образования
Социология медицины
Социология повседневных практик
Социология пространства и города
Социология спорта
Социальная политика
На главную
Карта сайта
Обратная связь
 
Новые поступления
Опросы
Конференции и семинары
Социоблог
Последние комментарии
Кадровые агентства
Социологические компании
Кодекс социолога
Социологические ссылки
Соционика
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Жилищный кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ (Часть 1)

Гражданский кодекс РФ (Часть 2)

Гражданский кодекс РФ (Часть 3)

Гражданский кодекс РФ (Часть 4)

НАШИ ПАРТНЕРЫ



Социология образования
Социология образования – это раздел социологии, объектом исследования которой является образование как исключительно социальное явление. Если говорить иначе - это изучение социальных процессов, которые происходят в сфере образования. Почему люди собираются учиться, кто именно идет учиться, зачем; роль образования в обществе, доступность образования, социальные проблемы дошкольного, школьного и высшего образования... Что такое платное образование и каково оно, роль диплома, роль дистанционного образования... Возрастание интереса к данной проблематике, несомненно, обусловлено спецификой современного периода развития общества. Успешное функционирование и развитие системы образования становится необходимым условием эффективного развития общества в целом. Образование, выполняет важные социально-инструментальные функции, будучи обязательным средством развития экономики, политики, культуры, является самостоятельной ценностью и целью для многих людей; образование способствует реализации интересов и творческих сил человека. Изначально социология образования возникла во Франции, где представлена двумя крупнейшими школами: Пьера Бурдье и Реймона Будона. Социология образования как отрасль "большой" социологии существует уже более 30 лет.


Анализ точек зрения различных ученых демонстрирует, что они по-разному трактуют предмет социологии образования, и пытаются выяснить:

во-первых, насколько существующая модель образования эффективна в подготовке специалистов для различных сфер жизни; http://img-2004-01.photosight.ru/29/398334.jpg

во-вторых, насколько устойчивы национальные типы и формы образования;

в-третьих, есть ли несоответствия в подготовке кадров;

в-четвертых, качество профессиональной подготовки специалистов и их профессиональный уровень;

в-пятых, какие стимулы и мотивацию для обучения используют люди различных социальных слоев общества;

в-шестых, общие закономерности взаимодействия образования, обучения и воспитания с обществом;

в-седьмых, механизм взаимодействия наук, исследующих современную систему образования.

Одна из основных ролей социологии образования заключается, во-первых, в том, что, оставаясь философской наукой на теоретическом уровне, она выполняет методологическую функцию при проведении исследований различных проблем образования, как в рамках специальных дисциплин, так и в рамках практического решения. Во-вторых, социология как теория среднего уровня, формирующая комплексный взгляд на любые явления в системе образования, дает возможность их разрешать не только "по - вертикали", но и "по - горизонтали" в рамках действующих социальных объектов. В-третьих, обеспечивая взаимодействие различных наук на практическом уровне, с позиций которых изучаются проблемы обучения, воспитания и становления личности, социология развивается и усложняется как теоретическая и практическая наука, что проявляется во все более четком выделении социологии образования в качестве особой и самостоятельной дисциплины.

      Исследование проблем структуры образования связано с  изучением его социальных функций: передача накопленных   знаний, преемственность социального опыта и духовная   преемственность поколений, социализация личности, саморазвитие и самореализация личности, накопление личностью духовного,  интеллектуального, социального потенциала.

     Логически оправдано объединение всех исследований  в социологии образования по двум направлениям:

·      внутри институциональное, охватывающее внутренние   проблемы образования как социального института, социальные аспекты деятельности субъектов образования,  социальную структуру и функцию системы образования,  социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой  образования;

·      внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими  социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой, экономикой; связи образовательного процесса с иными социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной    деятельности.  

Образование является открытой социальной системой,   оно связано с другими социальными системами. Процесс   образования взаимодействует с другими социальными    процессами и является одним из важнейших механизмов   социализации человека, продолжающимся всю его жизнь.

 


 
  © СОЦИОЛОГИЯ.ру: методы и теории социологических опросов и исследований
О проекте | Реклама на сайте | Обратная связь | Карта сайта